Пресс-центр


06.10.2017

Рубрика «Педагогическая поэма»: Учитель в зеркале профессии

Профессия «Учитель». Высказывания островных педагогов о роли учителя.

Крылья для полета

Мне нравится изречение: «Каждый ребенок рождается с крылышками. И задача учителя – сделать так, чтобы он полетел». В этих словах – суть нашей профессии.

От нас во многом зависит качество этого полета. Но что можно считать качеством? Как его измерить? И нужно ли вообще его измерять? Ведь есть дети, любоваться полетом которых можно уже в школе. А у некоторых взлет случается значительно позже – и это особый повод для радости и гордости для меня.

Я учу детей искренности, терпимости друг к другу, взаимопомощи, умению видеть хорошее в других людях (предметы литература и родной язык мне в этом помогают)… Но я все чаще говорю, что мои ученики – мои учителя, у них можно многому поучиться. Считаю неправильным говорить о роли современного учителя в жизни ребенка без упоминания образа современного ученика. Ведь все на нем завязано. Все для него и ради него.

В свете новых требований к образованию учитель должен быть педагогом-исследователем, педагогом-новатором. Учусь учить детей по-новому. Пробую, ошибаюсь, пробую снова. Я живой человек – такой же, как ученики. Мне важно, чтобы они это понимали и видели во мне помощника, заинтересованного в их успехе и приближающего этот успех. Вдохновляю своим примером. Стараюсь не стоять на месте, идти вперед, не бояться трудностей, пробовать новое, неизвестное… Ведь если этого не буду делать я, то как же ученики смогут это сделать? Поэтому творю вместе с ними и для них.

Каждый ученик для меня – книга (не всегда открытая) с множеством чистых страниц. Всю эту библиотеку мне нужно прочитать, чтобы понять, как продолжать заполнять странички (ибо не навреди!)…

Не страшно ли мне? Страшно… Но я знаю: дорогу осилит идущий.

Н. Донцова, учитель русского языка и литературы гимназии № 1 им. А. Пушкина, г. Южно-Сахалинск.

 

 

Дело в шляпе. Волшебной!

Школа, в которой я училась, воспитала во мне любовь и интерес к педагогике. Прошли годы, а перед глазами образ моей учительницы среди галдящей толпы ребят: красивая, с охапкой ярких осенних цветов, с необычайно доброй улыбкой и сияющими глазами. Уже тогда я решила: буду учительницей.

Найдя сотни определений любимой профессии, я и сегодня затрудняюсь назвать самое точное из них. Одно могу утверждать смело: учитель – это человек, способный путешествовать во времени, стоящий на грани времен и находящийся в вечном поиске. Он помнит прошлое, строит настоящее и смотрит в будущее.

Профессия педагога многогранна. По сути, мы – актеры, сценаристы, дирижеры… и, конечно, волшебники, способные превратить обычный школьный урок в великое представление! В нашей волшебной шляпке хранится множество тайных трюков и секретов, а волшебная палочка способна перенести всех в увлекательный мир знаний.

Классная комната – яркая сцена и зрительный зал, где каждый урок происходит нечто невероятное и захватывающее. И вот звенит звонок, напоминая маленьким зрителям – веселым и непоседливым ученикам – о начале волшебства. Все собираются в зрительном зале, закрывается дверь… И «великий маг» вместе с классом отправляется в очередное путешествие – в мир безграничных возможностей и новых знаний.

Профессия учителя – одна из немногих, сохранивших свою значимость и самобытность. Пройдя сквозь тысячелетия, она не утратила своей важности и актуальности, поскольку в первую очередь существует для общества. Как математика – мать всех наук, так и педагогика – мать всех профессий.

Во всяком новом деле первым и неоспоримым шагом является обучение, постижение в «темноте» незнаний нового и манящего. Именно учитель проливает свет на действительность, открывает новые горизонты. С ним дети уверенно следуют к намеченной цели. Как отметил римский писатель, поэт и драматург Квинт Энний, «учитель – тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу».

И в то же время это замечательная профессия для человека высокой степени организованности, чистоты души и готовности посвятить себя делу всей своей жизни. Ведь от того, каким учитель будет сегодня, зависит, каким будет наше завтра. Это призвание, требующее постоянного дыхания жизни и движения.

Современный учитель стремится шагать в ногу со временем, покорять новые вершины и находиться в постоянном поиске новых знаний, идей и путей усовершенствования мастерства. И общество остро нуждается в таких людях.

Понимаю, какая огромная ответственность лежит на мне и коллегах – в наших руках судьба не только учеников, но отчасти и общества. От нашей деятельности зависит, каким оно будет и какими в нем будем мы.

 Валерия И, учитель иностранного языка начальной школы № 7,

г. Южно-Сахалинск.

 

 

 Нет целей выше

В наш век высоких технологий каждый ученик обладает возможностью получить любую информацию буквально за секунду, изучить любой предмет, используя интернет-ресурсы: видеоуроки, видеолекции, труды ученых прошлого и современности.

Изменилась и роль учителя: сейчас его основная задача не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы помочь ребенку стать достойным гражданином своей страны, способствовать духовному развитию ученика. С такой задачей не сможет справиться человек, сам не обладающий подобными качествами.

Так каким же должен быть современный учитель?

По моему представлению, это прежде всего патриот, любящий свою страну, знающий и уважающий ее прошлое, заботящийся о будущем. А еще – проявляющий активную жизненную позицию, не равнодушный ко всему, что происходит в школе, городе, стране, мире. Такая жизненная позиция учителя, несомненно, станет примером для его учеников, сформирует и их жизненные приоритеты.

Современный учитель – это разносторонне образованный человек, каждый день жизни которого наполнен свершениями, открытиями, радостью. Это профессионал с широким и разнообразным кругом интересов (политика, наука, книги, театр, кино, музыка, спорт), умеющий вовлечь в это учеников. И на это и у него, и у ребят есть и время, и силы, и желание. Следовательно, это человек открытый, коммуникабельный, дружелюбный, получающий удовольствие от общения с учениками и не ограничивающий общение только временем уроков. Неотъемлемая черта такого учителя – уважение к детям. Будучи яркой многогранной личностью, такой педагог и в учениках видит людей, способных к развитию своих способностей, раскрытию творческого потенциала. Он относится к детям с пониманием, предъявляет разумные требования, дает выполнимые домашние задания, словом, не превращает жизнь своих учеников в непрерывную каторжную безрадостную работу.

«Беречь время своих учеников, учитывать их возможности и предпочтения» – непреложный закон современного учителя, заботящегося о физическом и душевном состоянии своих учеников.

Обобщая, скажу: в моем понимании современный учитель – это тот, кто, являясь истинным сыном своего Отечества, занимает активную жизненную позицию, кто всегда стремится к самосовершенствованию, кто воспитывает в ученике Человека, готового к саморазвитию и самообразованию в течение всей жизни, способного ценить национальные достижения прошлого и приумножать успехи страны в настоящем и будущем. В своей профессии, следуя принципу «Служить другим и делать добро», мы ежедневно стремимся к этим высоким целям.

В. Маслова, учитель русского языка и литературы гимназии № 2,

г. Южно-Сахалинск.

Для справки: Рубрика «Педагогическая поэма» - это совместный проект пресс-службы министерства образования Сахалинской области и редакции областной газеты «Советский Сахалин» о лучших учителях островного региона.

Министерство образования Сахалинской области

Адрес: ул. Ленина, 156, г.Южно-Сахалинск, 693019

Тел. (4242) 423-552, 465-903, факс (4242) 43-02-35

E-mail: minobr@admsakhalin.ru

Рейтинг@Mail.ru
Анализ сайта

Реквизиты

ОКПО - 00088130, ОКОГУ - 23280 ОКАТО - 64401000000, ОКВЭД - 75.11.21 ОКФС - 13, ОКОПФ - 81, ОГРН - 1036500607241 ИНН - 6501140384, КПП - 650101001