Пресс-центр


06.12.2017

«Губернские ведомости»: Пятерка по уйльтинскому

350 специалистов из 25 регионов России впервые собрались на съезде учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Оказалось, что в разных уголках страны одни и те же проблемы: нет учебников и преподавателей.

Финский метод

Первый масштабный форум учителей родных языков состоялся в конце ноября в Санкт-Петербурге. Продолжением стала международная конференция «Реальность этноса», которую посвятили 220-летию Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. В его структуре сегодня работает единственный институт народов Севера.

Островную область на съезде представляли четверо учителей нивхского и уйльтинского языка – Елена Синюкина из Поронайского района, Татьяна Тубина – из Охинского, Людмила Мун – из Тымовского, Наталья Санги – из Ногликского. Наталью Васильевну, к слову, в Петербурге наградили почетной грамотой.

– Во всех регионах, кроме автономий, где родной язык является вторым государственным, складывается похожая картина. Отсутствует языковая среда как таковая. Дома, в школе, на улице дети говорят на русском, – отмечает старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института развития образования Сахалинской области Елена Сверкунова.

На съезде учителя делились своим опытом, как вовлечь детей в общение на языке предков. Одна из таких практик – языковые гнезда. Финские педагоги предложили с самого раннего возраста изучать с ребятами родные языки.

– В детских садах открываются группы из ребят коренных малочисленных народов Севера. Дети и педагоги там общаются только на нивхском или уйльтинском, к примеру. Затем языковое гнездо переносится в школу. Таким образом, создается языковая среда, где ребенок сохраняет родной язык. Такие попытки уже предпринимались в школе-саду села Чир-Унвд, – рассказывает Елена Валерьевна.

Кстати

Участие во Всероссийском съезде приняли ученые из Норвегии, Финляндии, с Аляски. Они представили свой опыт сохранения исчезающих языков

Нивхский букварь

Важнейшим достижением съезда стало создание Ассоциации преподавателей родных языков коренных малочисленных народов, куда вошли педагоги изо всех регионов нашей страны. Кроме того, специалисты впервые занялись разработкой концепции преподавания родных языков.

– Сегодня в системе образования обновляются стандарты. Но в отношении родных языков применить стандарт невозможно. Никто не определил, что нужно знать по нивхскому, чтобы получить оценку «пять». Поэтому необходима единая концепция, – считает специалист отдела реализации государственной политики в сфере общего образования министерства образования Сахалинской области Людмила Чистякова.

Преподавание родных языков и литературы КМНС сегодня ведется во внеурочное время. Дети по желанию посещают дополнительные занятия, кружки, факультативы. Причем для русских ребят эти уроки тоже открыты. Чтобы занятия нивхским и уйльтинским стали обязательной частью расписания, необходимы полные учебно-методические комплекты.

– Допустим, по математике есть учебник для первого класса, второго, третьего… Плюс рабочие тетради, книги для педагогов. А для изучения сахалинского диалекта нивхского языка сегодня есть только букварь Владимира Санги – это для первоклассников, а также учебное пособие для второго класса, – отмечает Людмила Юрьевна.

Сахалинское министерство образования планирует полностью завершить линии учебных пособий по нивхскому и уйльтинскому языкам. В этом плане на съезде полезны были встречи с представителями издательства «Просвещение». Специалисты разъяснили, каким должен быть современный учебник, учитывающий системно-деятельностный подход.

Пока подспорье для сахалинских учителей – два методических сборника: «Родное слово» и «Преподавание родного языка в поликультурном обществе». Туда вошли конспекты уроков и сценарии внеурочных занятий по языкам и литературе народов Севера, тесты по нивхскому языку, авторские разработки педагогов.

Урок на языке предков

На островах живут более четырех тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. В сахалинских детских садах учатся 222 ребенка из числа КМНС, в школах – 662. Это около 2 процентов от общего числа дошколят и школьников островной области.

Большинство ребят посещают учебные заведения в Охинском, Ногликском, Поронайском и Тымовском районах. Только в этих четырех городских округах сегодня преподают родные языки и литературу, хотя немало северных семей живут в Южно-Сахалинске и других уголках островного края.

В поронайском лицее-интернате №3 Минато Сирюко и Елена Синюкина учат ребят уйльтинскому. Примечательно, что до начала XXI века у народа уйльта не было своей письменности. Только в 2008 году увидел свет букварь «Говорим по-уйльтински».

В Некрасовке изучают амурский диалект нивхского языка, в Чир-Унвде и Ногликах – его сахалинский диалект. В школе-интернате Некрасовки с успехом проходят конкурсы стихов, песен и театральных сценок на нивхском языке.

В ногликской школе № 2 интерес к родной культуре пробуждают с помощью национальных видов спорта. Здесь, к слову, преподает Анита Дашиева – выпускница института народов Севера при герценовском университете.

Учитель из села Чир-Унвд Тымовского района Людмила Мун главным при изучении языка считает говорение. Она учит детей выражать мысли на родном языке, а темы для общения соответствуют возрасту и интересам ребят.

Наша справка

В сахалинских школах провели анкетирование, в котором приняли участие 275 детей из числа КМНС. Интерес к родному языку выразили 80 процентов респондентов. 67 процентов изъявили желание изучать его. 31 процент высказал отрицательное отношение к языку предков.

Также на вопросы анкеты ответили 232 родителя. В полной мере родным языком владеют только 20 процентов мам и пап. В то же время фольклор знают 56 процентов. Родной язык в быту используют 19 процентов опрошенных. Почти половина респондентов сообщили о соблюдении в семьях национальных традиций и обычаев.

Источник информации: областная газета «Губернские ведомости», сайт РИА «Сахалин- Курилы» https://www.skr.su/news/278822?print=1

Министерство образования Сахалинской области

Адрес: ул. Ленина, 156, г.Южно-Сахалинск, 693019

Тел. (4242) 423-552, 465-903, факс (4242) 43-02-35

E-mail: minobr@admsakhalin.ru

Рейтинг@Mail.ru
Анализ сайта

Реквизиты

ОКПО - 00088130, ОКОГУ - 23280 ОКАТО - 64401000000, ОКВЭД - 75.11.21 ОКФС - 13, ОКОПФ - 81, ОГРН - 1036500607241 ИНН - 6501140384, КПП - 650101001