Пресс-центр


12.12.2017

«Губернские ведомости»: Доступная инклюзия

Восьмиклассник Илья Тен завоевал «бронзу» на федеральном этапе «Абилимпикса». Финал национального чемпионата профмастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья состоялся в Москве.

Компьютерный ас

Илья Тен с компьютером на «ты». Медаль «Абилимпикса» юному сахалинцу принесла компетенция «Администрирование баз данных».

На чемпионате профессионального мастерства школьники решали ответственные производственные задачи. Начислить заработную плату сотрудниками, внести данные об окладе, вычесть налоги, вывести статистику переработок… Если в расчеты закрадется ошибка, может нарушиться работа целого предприятия. Не каждый студент справился бы с подобным заданием. При этом никакой скидки на инвалидность участников жюри конкурса не делало.

В прошлом году Илья тоже ездил в Москву на финал «Абилимпикса», но тогда дотянуться до пьедестала ему не удалось. Зато на чемпионате нынешнего года он стал единственным сахалинцем, вернувшимся с медалью.

К соревнованиям ученик восточного лицея готовился в учебном центре «Активное образование».

– Илюшка – очень сообразительный парнишка, по-настоящему увлеченный техникой. Видно, что год с прошлого чемпионата прошел не зря. Он окунулся в базы данных. А с сентября начал посещать еще курсы по компьютерной графике, – рассказывает преподаватель «Активного образования» Виктор Попов.

В учебном центре ребята с ограничениями по здоровью могут бесплатно заниматься компьютерным администрированием, дизайном персонажей и робототехникой. Уроки в «Активном образовании» помогают им совершенствоваться не только умственно, но и физически.

У одного из учеников с диагнозом «детский церебральный паралич» была хорошо развита только одна рука. Но он настолько увлекся робототехникой, что стал пользоваться и второй.

В островных школах сегодня 2321 ученик с ограниченными возможностями здоровья. Больше тысячи из них имеют инвалидность. Большинство ребят учатся в одних классах со здоровыми сверстниками.

Также работают специализированные школы. В областных школах-интернатах в Смирных и Поронайске и муниципальных школах в Охе, Холмске и Южно-Сахалинске учатся ребята с интеллектуальными нарушениями. Для детей с нарушениями слуха есть областная школа-интернат в Долинске.

– В учебных заведениях создаются условия, чтобы ребенок мог осваивать образовательные программы в соответствии со своими психофизическими возможностями. Этого требует закон об образовании, – отмечает специалист отдела реализации государственной политики в сфере общего образования министерства образования Сахалинской области Людмила Чистякова.

Для школьников с ограничениями по здоровью создаются адаптированные программы. Если, к примеру, первоклассники получают в библиотеке буквари, то ребята с интеллектуальными нарушениями – специальные учебники.

Также в школах предусматриваются услуги ассистентов и тьюторов. Ассистент призван оказывать бытовую помощь – взять за руку и проводить в столовую, привести в класс. У тьютора должно быть педагогическое образование и стаж не менее двух лет. Такой специалист может присутствовать на уроках и помогать учителю работать с особенным ребенком.

В роли тьюторов иногда выступают родители, бабушки и дедушки. Но, как считают специалисты, это не лучший вариант. Гиперопека мешает учебному процессу, а ребенку становится сложнее подружиться со сверстниками.

Кроме того, существует понятие архитектурной доступности – оно касается самого здания школы. В большинстве сахалинских учебных заведений сегодня сделали пандусы и поручни, расширили дверные проемы, переоборудовали туалетные комнаты.

В зависимости от особенностей здоровья юных сахалинцев в островные школы адресно поставляют оборудование. К примеру, для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата может понадобиться особая парта или специальный стул. Слабослышащим ученикам помогают индукционные петли.

Урок вслепую

Если у ребят нет физической возможности каждый день приходить в школу, они постигают науки дома. Сегодня в Сахалинской области с применением дистанционных технологий обучаются 103 юных сахалинца, в том числе один дошкольник и 20 студентов.

Каждому ребенку-инвалиду и ребенку с особыми возможностями развития предоставляют комплект оборудования, куда входят персональный компьютер, принтер, сканер, наушники, колонки, микрофон. Также ребятам выдают графический планшет, фотоаппарат, микроскоп, цифровую лабораторию «Архимед» и конструктор «Лего». Дома у особенных учеников бесплатный Интернет.

В зависимости от заболевания ребятам предоставляют специализированное оборудование. К примеру, детям с нарушениями зрения – брайлевский дисплей и принтер, позволяющий печатать рельефно-точечным шрифтом. А джойстики и выносные цветные кнопки, заменяющие компьютерную мышь, помогают ученикам со слабыми руками.

Как правило, после окончания школы выпускники продолжают обучение в учреждениях профессионального образования. В этом случае весь комплект оборудования остается у них на период учебы.

У сахалинцев с ограничениями по здоровью есть возможность дистанционно обучаться в Сахалинском промышленно-экономическом техникуме. Выпускники получают диплом архивиста или бухгалтера, а служба занятости помогает найти работу по специальности.

В школе или колледже, где учится особенный ребенок, также устанавливается оборудование. А педагоги проходят курсы повышения квалификации в центре дистанционного обучения института развития образования Сахалинской области.

– Нередко учителя говорят, что работать на расстоянии со слепым или глухим ребенком невозможно. Но наш центр доказывает обратное, – замечает педагог-психолог Татьяна Ковальская.

Методист центра дистанционного обучения Наталья Захарова вспомнила одного из подопечных с нарушениями зрения.

– Работать с мальчиком помогают специальные компьютерные программы. Одна из таких озвучивает все, что происходит на мониторе. Другая – позволяет учителю удаленно управлять компьютером ученика, – рассказывает Наталья Юрьевна.

Виртуальные встречи

На дистанционном образовательном портале педагоги выкладывают лекции, материалы для самостоятельного изучения, контрольные задания.

– Учителя стараются разнообразить свой курс – размещают презентации, видео. У ребят есть доступ к порталу и к этим материалам. Также они могут узнать там свои оценки, – рассказывает методист центра дистанционного обучения Светлана Корниенко.

По удобному для обоих расписанию учитель и ученик встречаются на уроках с помощью программы Skype. Иногда ребята виртуально присутствуют на занятиях вместе со своими одноклассниками.

В формате видеоконференций в центре дистанционного обучения проводят встречи с интересными людьми: сахалинскими писателями, поэтами, ветеранами. Частыми гостями в «виртуальной комнате» стали специалисты областной детской библиотеки.

– Детям нравится такой формат общения. Ведь, находясь дома, они могут узнать много нового и интересного, а также задать вопросы и получить на них квалифицированные ответы, – рассказывает методист центра дистанционного обучения Светлана Воложанинова.

Удаленный доступ позволяет не только слушать лекции, но и дает ребятам возможность присутствовать на мастер-классах.

– Например, специалисты областного художественного музея на одном из таких мероприятий рассказали и показали, как рисовать древнегреческие орнаменты и мифологических героев, – добавляет Татьяна Ковальская.

На дистанционном образовательном портале постоянно размещают объявления о конкурсах как областного, так и федерального уровня. На счету юных сахалинцев немало наград.

Несколько лет назад ребята заняли призовые места на всероссийском конкурсе компьютерного творчества, посвященном Паралимпийским играм. А в этом году младшие школьники собрали из «Лего» персонажей, озвучили их и сняли на видео. Этот ролик-сказка также завоевал приз на всероссийском конкурсе.

Наша справка

Название чемпионата «Абилимпикс» происходит от сокращения английского Olympics of Abilities, что переводится как «Олимпиада возможностей».

Источник информации: областная газета «Губернские ведомости» и сайт РИА «Сахалин -Курилы»

Министерство образования Сахалинской области

Адрес: ул. Ленина, 156, г.Южно-Сахалинск, 693019

Тел. (4242) 423-552, 465-903, факс (4242) 43-02-35

E-mail: minobr@sakhalin.gov.ru

Рейтинг@Mail.ru
Анализ сайта

Реквизиты

ОКПО - 00088130, ОКОГУ - 23280 ОКАТО - 64401000000, ОКВЭД - 75.11.21 ОКФС - 13, ОКОПФ - 81, ОГРН - 1036500607241 ИНН - 6501140384, КПП - 650101001